Бизнес в Италии
Создание итальянской компании для российских
предпринимателей, ведущих бизнес с Италией и другими станами Европы и даже
других регионов, выглядит весьма привлекательно и создает массу преимуществ:
- в России возникает возможность оперировать от лица своей итальянской компании
в статусе представителя того или иного типа с использованием многих существенных
льгот (налоговых, инвестиционных и пр.) предусмотренных как законодательством
Италии и России, так и межгосударственными соглашениями;
- в Италии возникает возможность действовать на территории и в правовом поле
своих контрагентов;
- процесс урегулирования споров становится понятнее, а решения по ним -
реализуемыми;
- упрощается контроль, как за исполнением договоров, так и за финансовым и
юридическим состоянием партнера;
- открываются широкие перспективы по использованию налоговых льгот и других
привилегий для инвесторов, предоставляемых итальянским государством;
- возникает возможность избежать антидемпинговых санкций и других трансграничных
проблем;
- непосредственное оперирование на рынке позволит лучше узнать и понять
специфику рынка, его ценовые факторы, требования стандартов и технических норм,
а также участников рынка, что будет способствовать исключению случайных
партнеров, рискованных операций;
- созданная россиянином резидентная итальянская компания имеет право в
заявительном порядке регистрировать филиалы во всех странах Объединенной Европы,
со всеми вытекающими последствиями для ведения бизнеса;
- возникает возможность использования итальянского бренда;
- для итальянской компании значительно облегчается выход на рынки Европы, США и
т.д.;
Итальянский закон не устанавливает никаких специальных требований для компаний
созданных гражданами других стран, в том числе и россиянами. Нет требований ни к
количеству нанятых местных работников, ни к минимальному годовому обороту, ни к
количеству уплаченных за год налогов и т.д.
Нет так же требований обязательного найма секретарей, директоров, бухгалтеров
или иного персонала.
Итальянская налоговая система достаточно сложна и запутана, и находится в стадии
реформирования, но налоги на компании в Италии во многом меньше чем в таких
странах как Германия, Франция, Швейцария, не говоря уже про скандинавские
страны. Кроме того, при правильном налоговом планировании, их можно существенно
минимизировать.
Расходы на обслуживание компании в Италии во многом ниже, чем в других странах
Европы.
Спектр организационно-правовых форм коммерческих организаций в Италии весьма
широк: индивидуальное предприятие, простое товарищество, коммандитное
товарищество, общество с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное
общество и т.д.
Наиболее распространенной организационно-правовой формой компании, является
"Sоsieta' a responsabilita' limitata (S.r.l.)" - общество с ограниченной
ответственностью. Минимальный уставный капитал "S.r.l." составляет 10 000 EURO.
Учредителями в такой компании могут быть как физические, так и юридические лица.
Регистрация компании типа S.r.l. стоит от 2000 EURO. Дополнительно необходимо
оплачивать услуги нотариуса (от 2000 EURO).
Законодательство и России, и Италии, а также нормы конвенций между ними,
допускает создание российским предпринимателям предприятий в Италии.
В частности, гражданин России, страны, не относимой Италией к числу
нежелательных, в соответствии с итальянским законодательством, имеет право
купить итальянскую компанию или зарегистрировать новую и владеть ею как инвестор
или получить статус предпринимателя.
Однако, Россия до сих пор не является членом ВТО и для того, чтобы управлять
собственной компанией, россиянину необходимо стать резидентом Италии. Новый
закон об иностранцах значительно облегчает российским бизнесменам решение
задачиполучения ПМЖ в Италии и лично управлять компанией.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Основу экономической структуры Италии составляют малые и средние
узкоспециализированные предприятия, являющиеся наиболее динамичной и гибкой ее
частью. Согласно данным за 1997г. в Италии насчитывается около 544 тыс. малых и
средних предприятий, к которым по существующему законодательству относятся фирмы
с числом занятых до 250 человек и объемом производимой продукции до 27 млн. экю
в год. Роль МСП в экономике Италии чрезвычайно велика: в 1997г. на их долю
пришлось 99,7% общего числа промышленных предприятий (в т. ч. 97,8% - удельный
вес предприятий с численностью до 50 человек), 74% занятых в экономике, 60%
добавленной стоимости в промышленности, 40% общего объема экспорта.
Уникальной особенностью Италии, является то, что более 80% итальянских
предприятий являются предприятиями фамильными, т.е. принадлежащими одной семье.
Эта особенность придает особую устойчивость итальянской экономике, но,
одновременно, она придает ей и некоторую "патриархальность". В частности,
итальянский рынок бизнеса весьма отличается от американо-английского варианта.
Публичных продаж действующего бизнеса в Италии фактически не практикуется. В
итальянских газетах, каталогах и интернете практически невозможно встретить
предложения типа американского "business for sale".
Продажа бизнеса в Италии весьма приватная процедура, можно сказать интимная.
Однако, с помощью профессиональных консультантов все можно уладить быстро,
законно и достаточно дешево и выгодно для соискателя. Что касается публичных
продаж, то они привились на итальянской почве, если не считать недвижимости,
фактически только для франчайзинга, также привнесенного из США, Англии... А этот
сектор рынка пока весьма не значителен в Италии. Нельзя не упомянуть еще об
одной особенности. В Италии, строго говоря, нельзя заниматься бизнесом, не имея
соответствующей корреспонденции между направлением бизнеса и образованием
бизнесмена или опытом его предыдущей работы. Для итальянского менталитета и
закона математик торгующий бананами - нонсенс. Более того, для подавляющего
числа видов бизнеса необходимо иметь соответствующее высшее образование.
И только ряд исключений из этих правил, которые появились совсем недавно, делают
для россиян доступным самостоятельное управление собственной компанией, без
необходимости прибегать к услугам, не всегда добросовестных, "номинальных
директоров".
Заграничные доходы. Международное и национальное права в области налогообложения
однозначно делят персон не на граждан, а на резидентов. Это означает, что
главным является место постоянного пребывания. Русская персона, получившая
итальянскую резиденцию а также итальянская фирма, созданная этой персоной,
однозначно есть резиденты Италии, а следовательно имеют статус "non residente"
касательно всех других стран. Резиденция всегда одна и не может быть двух
резиденций. Согласно конвенции между России и Италией (Рим, 26 февраля 1985 г.)
полученные за рубежом доходы беспрепятственно переводятся в Италию и повторно
налогом не облагаются (Италия имеет конвенционные соглашения об исключении
двойного налогообложения с большинством стран мира, в т.ч. с Россией).
Валютные ограничения. В Италии, как и в любой другой развитой европейской
стране, есть валютное регулирование. Все расчеты внутри Италии совершаются
только в ЕВРО. Приобретение недвижимости, а также ряда других крупных ценностей,
возможно только сто счета в итальянском банке. Иностранные банки на финансовый
рынок Италии допущены совсем недавно и непопулярны среди граждан и компаний.
Расчеты между Россией и Италией возможны только в валютах, квотируемых Банком
Италии, к которым рубли не относятся.
Итальянский рынок для действия компаний управляемых россиянами выглядит весьма
привлекательно.
Например, бесспорно, что, приобретение и управление собственным небольшим
отелем, магазином, рестораном (в том числе "русским"), особенно в районах,
близких к озерам севера Италии - Garda, Iseo, Idro, или на морском побережье
весьма и весьма рентабельно и гарантирует стабильный и приличный доход. Причем,
если россиянин - резидент Италии, владеющий и управляющий , итальянской
резидентной компанией, то он можете рассчитывать, как на льготный кредит, так и
на льготы со стороны Государства.
Также весьма перспективны виды деятельности, связанные с созданием, продажей,
сопровождением программных продуктов. Здесь итальянский рынок пока еще свободен
и доступен для новых операторов, а уровень рентабельности достигает 200% .
По-прежнему остаются весьма рентабельными мелкое текстильное и
металло-механическое производства, продажа бензина и иного горючего для
автомобилей (автозаправочные станции), строительство и реконструкция жилой и
коммерческой недвижимости.
Для портфельных инвесторов мы советуем, вложение в "голубые фишки" итальянского
фондового рынка, особенно в недавно приватизированные предприятия, например,
ENI, BNL, TELECOM, и бесспорно в итальянскую железную дорогу, которая сейчас
приватизируется. Для прямых инвесторов - это вложение в недвижимость,
использование системы франчайзинга в сфере торговли и энергетики, а также
текстильной и обувной промышленности
РЕГИСТРАЦИЯ КОМПАНИЙ СО 100-НЫМИ ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ
Спектр организационно-правовых форм коммерческих организаций в Италии весьма
широк: индивидуальное предприятие, простое товарищество, коммандитное
товарищество, общество с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное
общество и т.д.
Наиболее распространенной организационно-правовой формой компании, является
"Sоsieta' a responsabilita' limitata (S.r.l.)" - общество с ограниченной
ответственностью.
Минимальный уставный капитал "S.r.l." составляет 10 000 Euro.
Учредителями могут быть как физические так и юридические лица.
Юридический адрес - должен быть обязательно, причем реально функционирующий.
Возможности использования уставного капитала итальянских предприятий такие же,
как и в других странах Европы, т.е. может быть использован для деятельности
предприятия.
Если у "S.r.l." один участник, то уставный капитал должен быть оплачен 100% к
моменту регистрации. Если участников больше, то возможно вначале оплатить лишь
три десятых от уставного капитала, однако в любом случае к моменту активизации
компании необходимо иметь полную оплату заявленного уставного капитала
Компания вносится в Регистр предприятий той провинции, где она официально
находится.
Балансовый отчет сдается один раз в год, однако отчеты по отдельным видам
налогов предоставляются в офисы по налогам, в зависимости от оборота,
ежеквартально или даже ежемесячно.
Регистрация компании типа S.r.l. стоит от 2000 EURO. Дополнительно необходимо
оплачивать услуги нотариуса (от 2000 EURO).
РАСХОДЫ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ КОМПАНИИ
Расходы на обслуживание компании в Италии во многом ниже чем в других странах
Европы.
Итальянский закон не устанавливает никаких специальных требований для компаний
созданных гражданами других стран, в том числе и россиянами. Нет требований ни к
количеству нанятых местных работников, ни к минимальному годовому обороту, ни к
количеству уплаченных за год налогов и т.д.
Нет так же требований касательно обязательного найма секретарей, директоров,
бухгалтеров или иного персонала.
Фактически компания может иметь только Единственного Администратора (он же
участник) и все.
Обязательным является наличие юридического адреса компании, причем реально
функционирующего, и исполнение обязанностей налогоплательщика. Здесь возможны
варианты.
Первый вариант, обычный в Италии, когда компания заключает договор с "dottore
commercialista" на регулярное и постоянное бухгалтерское обслуживание. Такое
обслуживание включает в себя регистрацию фактур, текущее ведение и учет
коммерческих, финансовых и других хозяйственных документов компании, составление
и подачу текущих и годовых налоговых форм и деклараций, а также балансов;
представительство в налоговых органах. При таком обслуживании платится
ежемесячно фиксированная сумма, в независимости от того, была ли в этом месяце
реальная деятельность. Для маленьких предприятий данная сумма колеблется от 100
до 300 Euro месяц.
Вторым вариантом является случай, когда предприятие само ведет текущую работу и
обращается за помощью к "dottore commercialista", лишь для составления годового
баланса и годовых деклараций. В этом случае платится сумма по договоренности,
которая может быть в районе 800-1500Euro , если было мало операций. Однако в
этом случае само предприятие также несет ответственность за текущий cчет и
текущие декларации и само контактирует с налоговыми органами (для Италии
практически неиспользуемая схема).
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ В ИТАЛИИ
Остановимся только на основных налогах.
Для компании типа "S.r.l." основными налогами являются:
- Налог на добавленную стоимость (I.V.A.) - имеет три ставки, 4%, 10% и 20%, в
зависимости от товара или услуг. Все товары и услуги, для предприятий,
учитываются без НДС и предприятия лишь выполняют функцию оперирования движения
расчетов по НДС.
- Корпоративный налог "IRPEG" - им облагается чистая прибыль компании за вычетом
всех допустимых затрат и он составляет единую ставку 37% . Налог реально не
существенный, так как по обычной практике таких сумм у предприятий, как правило,
нет. Обычно доходы тратятся на развитие компании, на заработную плату, на
вознаграждения и т.п., а система формирования себестоимости в Италии вполне
разумна.
- Специальный налог "IRAP" со ставкой 4,25%, которая исчисляется из чистой
прибыли, но не уменьшенной на суммы выплаченной заработной платы, вознаграждений
и прочих выплат, увеличивающих доходы физических лиц, являющихся наемным
персоналом или независимыми профессионалами или участниками компании. Данный
налог является уже заметным и практически напоминает собой налог на прибыль,
используемый в других странах.
- Налоги на дивиденды - их расчет в настоящий момент не имеет твердой ставки в
связи с изменением законодательства. Сейчас применяется сложная формула,
упрощенно можно исходить из ставки 15% (для примера, Норвегия - 20%, Испания -
18%, Дания - 15%).
- Налоги на проценты и роялти - 0 % (например, для Канады это 15% и 10%).
- Налог на доходы физических лиц - он рассчитывается по шкале и зависят от вида
декларирования, индивидуального или семейного; суммы совокупного дохода и прочих
всевозможных условий и льгот. Ставка - от 5% до 35%. Для упрощения можно
говорить, что при средних доходах, с учетом всевозможных льгот, ставка будет
5-7%.
На этом налоги можно завершить, хотя, конечно, не все так просто и итальянская
налоговая
система очень сложна и запутана. Отметим лишь, что не нужно доверять
"специалистам", утверждающим, что в Италии огромные налоги на фирмы. На самом
деле они меньше чем в соседних Германии, Франции, Швейцарии, не говоря уже про
скандинавские страны. При правильном налоговом планировании, их можно
существенно минимизировать.
ПОИСК ДЕЛОВОГО ПАРТНЕРА
Одним из направлений деятельности итальянской фирмы "РУИТ" является оказывание
помощи в продвижении товаров российских, украинских, белорусских производителей
на итальянский рынок, налаживании деловых контактов с наиболее надежными
предприятиями и предпринимателями Италии. Большие связи, быстрый информационный
обмен, надежное партнерство, проверенное временем, позволяют решать проблемы
оперативно и высокопрофессионально. На основе агентского соглашения по
продвижению продукции на итальянском рынке наша фирма:
. Изучает рынок и проводит комплексный поиск потенциальных заказчиков товара.
. Содействует продвижению товара российского экспортера с использованием
рекламных и ознакомительных материалов.
. Проверяет наличие у потенциальных заказчиков необходимых документов и их
платежеспособность.
. Проводит ознакомление потенциальных заказчиков с данной продукцией.
. Содействует организации встреч и технико-коммерческих переговоров между
экспортером и потенциальным покупателем.
. Проводит консультирование по правовым и коммерческим вопросам
экспортно-импортного регулирования по заключаемым российским экспортером
договорами.
. После проведения предконтрактных переговоров, мы предоставляем для
рассмотрения и утверждения проект контракта на реализацию продукции экспортера.
Если Вы имеете интересные предложения, мы поможем Вам их реализовать эффективно
и с минимальными затратами на территории Италии. Стоимость всего комплекса услуг
по продвижению товара и нахождения партнеров на итальянском рынке - 2-4% от
суммы сделки.
|