Европа - Самое перспективное образование
Одно из требований к кандидатам при приеме на любую
(а уж тем более высокооплачиваемую) работу - законченное высшее образование.
Полученный диплом является как бы гарантом того, что человек уже чего-то
достиг, сделал первый шаг на пути к будущей карьере. Западный диплом - это
еще и подтверждение, что новоявленный специалист делает ставку на
качественное образование и готов вкладывать в это не только силы, но и
средства. Прекрасно понимая, что это вложение в собственное будущее.
Вложения в будущее
Учеба в университете - процесс, растянутый во времени. И главное, чтобы
обучение в конечном итоге привело к заветной цели - трудоустройству по
специальности с перспективой карьерного роста.
Получение высшего образования за рубежом - серьезный шаг, которому должна
предшествовать соответствующая подготовка. Поступить сразу после школы в
западный университет на программу высшего образования можно далеко не всегда
(хотя есть и исключения, например Европейская школа экономики, Школа
отельного менеджмента SHMS). Как правило, надо отучиться пару лет в
российском вузе или пройти соответствующую подготовительную программу,
например A-level или Foundation.
Нет сомнений, что дипломы "рейтинговых" университетов очень высоко
котируются в среде рекрутеров и потенциальных работодателей. Поэтому корочки
вожделенных вузов кажутся почти золотыми. Однако чтобы стать обладателем
такого "золота", нужно проявить недюжинные способности и терпение. Иногда
бывает и так, что университет, занимающий невысокую позицию в рейтинге,
превосходит "топовые", например, по проведению исследовательской работы или
подготовке специалистов определенного направления или редкой профессии.
Поэтому очень важно подобрать себе такой вуз, обучение в котором окажется
перспективным именно для вас, будет отвечать всем вашим целям и задачам и
обеспечит вам именно то рабочее место, о котором вы мечтаете.
Стоит ли?
Само по себе получение качественного высшего образования очень перспективно.
Даже независимо от того, получено оно в России или за рубежом. У нас в
стране сейчас тоже очень сильна база подготовки специалистов. Хотя
существенное отличие обучения "здесь" и "там" все же есть. Преимущество
зарубежных учебных заведений перед российскими - отношение к студенту как к
равноправному партнеру, которому нужно помочь обнаружить, осознать и
реализовать все потенциальные способности и возможности, а не как к
подчиненному и зависимому существу, которое следует заставить получать
знания. Выходит, что обучение в зарубежных университетах в первую очередь
перспективно с точки зрения самоопределения и развития заложенных задатков.
Кроме того, на Западе тяготеют к подготовке практиков, а не теоретиков.
Поэтому выпускники имеют не только знания, но и точно знают как, когда и где
их можно использовать. Специализации, как правило, отличаются от российских
большей конкретностью. Например, не "менеджер широкого профиля", а "менеджер
по реализации товара" или "специалист по работе со СМИ". Так уже в процессе
обучения студентов готовят для работы в определенной области, что,
несомненно, помогает в поиске работы по специальности.
Научные базы и лаборатории, библиотеки и фонотеки открывают отличные
возможности не только для профессионального самосовершенствования, но и для
ведения научной работы. Исследовательские изыскания в западных вузах
перспективны для российских студентов: под это подведена материальная и
техническая база, развитие науки за границей, в отличие от нашей страны,
всячески поощряется.
Некоторые студенты, отучившись в российском вузе, стремятся перевестись в
западный университет, чтобы открыть себе путь дальнейшей карьеры. Поступать
так разумно, закончив два-три курса. А вот менять место обучения на 4-5 году
смысла не имеет. Гораздо больше возможностей откроется перед обладателем
российской степени бакалавра. Магистерские и другие последипломные программы
расширяют горизонты карьеры. А поступить на магистерский курс можно сразу по
окончании российского бакалавриата. А вот при переводе с последнего курса
может оказаться, что часть дисциплин не перезачтена и учиться предстоит еще
год-два.
Уехать или остаться?
Вот в чем вопрос. Поскольку во многих странах студенты имеют возможность
легального заработка, то и, соответственно, возможность найти себе место "с
перспективами" тоже существует. Да и проведя несколько лет в другой стране,
невольно чувствуешь себя "своим", привыкаешь к укладу жизни и традициям. Нет
никакой тайны в том, что огромное количество студентов мечтает "осесть" в
стране обучения на максимально долгий срок и работать и жить там, а не в
России. Не хватает финансов для старта - попробуйте получить грант на
дальнейшее обучение, исследовательскую или научную работу. Студентам,
которые всеми правдами и неправдами хотят остаться, можно дать два совета.
Во-первых, выбирайте страны, в которых трудоустройство после окончания вуза
легально (и даже приветствуется), а во-вторых, не поленитесь изучить
иммиграционное законодательство. Ваша ценность как иммигранта зависит еще и
от специальности. Например, получить право два года легально искать работу в
Великобритании можно, окончив программу по информационным технологиям в
Школе технологии и менеджмента (структурное подразделение Лондонской школы
коммерции) и получив соответствующий диплом и сертификат.
Однако не стоит забывать, как ценны западные знания для России. И как много
могут сделать обладатели этих знаний. Говорят, что возвращаясь после
обучения в западном вузе, большая часть выпускников старается использовать
приобретенные умения, чтобы изменить в лучшую сторону окружающую жизнь и
ситуацию в стране. От бизнесменов, получивших диплом за рубежом, часто
приходится слышать, что только Россия дает неограниченные возможности
самореализации и крайне нуждается в квалифицированном персонале.
Получается, что независимо от дальнейшего местопребывания, высшее
образование, полученное за рубежом, пожалуй, самый перспективный вид
обучения. Во-первых, потому что это серьезный и осознанный шаг, а во-вторых,
потому что открывающиеся возможности, действительно, безграничны.
Что дает высшее образование, полученное за рубежом? Комментарии
специалистов:
Нина Колташова, образовательная компания "ИТЭК" (в середину текста)
Нам бы хотелось отметить особую значимость получения высшего образования.
Наиболее популярные страны, в которые едут студенты - Великобритания и
Ирландия. Существуют различные программы для поступления в зарубежный
университет - Foundation, A-level. Кроме того, все больше студентов желает
перевестись в иностранный университет в период обучения в российском вузе.
Для этого у нас также существуют специальные предложения. Один из вариантов
- получение степени бакалавра здесь и, затем, обучение в магистратуре
зарубежного университета. Например, можно прослушать основной курс
юриспруденции, экономики или иной в России, а международную теорию и
практику - за границей. Это очень интересный выбор: у выпускников,
получивших "двойное" образование, есть возможность устроиться на работу и в
международные, и в зарубежные, и в российские компании. Поэтому можно
сказать, что начинать обучение в зарубежном вузе никогда не поздно!
Елена Чумакова, образовательная компания "Ректор" (в первую главу)
Есть программы, которые "привязаны" к стране. Бизнес-образование - США.
Учиться бизнесу нужно там, где это лучше всего организовано. Художественные
дисциплины, искусство, особенно живопись, пение, дизайн (мода, текстиль,
промышленный, автомобильный, виртуальный, цифровой, компьютерный и т.д.) -
Италия. Как известно, "каждый второй мужчина в Италии что-нибудь шьет".
Итальянские дома моды, бесспорно, первые в мире. Туризм и гостиничный бизнес
- Швейцария и Испания. Швейцария является традиционно ведущей и всем
известной страной в этом виде обучения. В Испании доход от туризма
составляет немалую долю бюджета страны. Медицинское и философское
образование - Германия.
Татьяна Зарембо, образовательная компания GMT (в последнюю часть)
Студенту, который, закончив обучение, решает строить карьеру за рубежом,
необходимо зарекомендовать себя специалистом. Мне кажется, что самое главное
- запастись терпением и здоровым оптимизмом и выстраивать карьеру step by
step, постепенно. При поиске работы стараться подбирать перспективные фирмы
и работу по специальности. Не бояться неквалифицированной работы в качестве
подработки, но только в том объеме, который не повредит основной карьерной
линии.
Галия Сайфутдинова, образовательная компания IQ Consultancy (в середину)
Мне кажется, что наиболее широкие перспективы дает учеба в университете или
поступление в магистратуру или бизнес-школы.
Западный университет дает больше возможностей найти высокооплачиваемую
работу и сделать карьеру как в России, так и за рубежом. Во-первых, у нас до
сих пор существуют отрасли, в которых российские университеты отстают от
западных. Сейчас Россия только начинает нарабатывать свой опыт в рекламе,
маркетинге, экономике. На Западе же это разветвленная, базирующаяся на
большом количестве эмпирического материала наука. Далее, учеба в зарубежном
вузе - это свободное владение минимум одним, а то и несколькими иностранными
языками. Существенным плюсом является поддержка и помощь Alumni Association
- клуба выпускников университета.
Поступление в магистратуру или бизнес-школу - это путь для взрослых,
состоявшихся людей или тех, кто сейчас уже учится в университете. Эти
учебные программы дают шанс получить знания, недостающие для работы и
продвижения по карьерной лестнице, занять руководящую должность и,
следственно, увеличить свой доход.
Сейчас все более перспективным становится обучение в странах Скандинавии, а
также Бельгии и Нидерландах. Оно не требует больших денежных затрат, так как
образование в там бесплатное и дает неплохие возможности для
трудоустройства, поскольку названные страны имеют тесные экономические связи
с Россией. И конечно, всегда высоко котируется обучение в Великобритании и
США.
Валентина Павловская, Центр международного образования "Европейская школа"
Выпускники зарубежных вузов и профессиональных колледжей выходят из стен
учебного заведения вооруженные передовыми знаниями, а главное, умением
работать с первого дня своей трудовой жизни. Перед ними открываются более
широкие, по сравнению с выпускниками российских вузов, возможности. Их
охотнее берут на работу в российские филиалы зарубежных компаний. Им легче
занять должности топ-менеджеров в российских фирмах. Не следует забывать о
том, что они могут открыть собственное дело за рубежом или в России.
Но, самое главное, им легче устроиться на работу в зарубежные компании. Уже
с первых курсов зарубежного университета работодатели присматривают себе
будущих сотрудников. Учитывая также тот факт, что российские дипломы по
многим специальностям, особенно медицинским, юридическим и инженерным, не
имеют силы в большинстве зарубежных стран, легко понять, что для российских
выпускников этот путь практически закрыт - им очень сложно устроиться на
работу по специальности в зарубежную фирму.
Валентина Павловская, Центр международного образования "Европейская школа"
(в первую часть)
Естественно, что для более престижных специальностей существуют более
жесткие требования при отборе на работу, в том числе и законодательные.
Каждая развитая страна защищает именно своих граждан на внутреннем рынке
труда. С нашей стороны мы можем порекомендовать изучать экономику/банковское
дело в Великобритании, США; менеджмент - в США, Франции, Великобритании;
медицину - в Великобритании, инженерные специальности - в Германии,
Великобритании, Франции, Италии; гостиничное и ресторанное дело - в
Швейцарии; вокал - в Италии.
Личный опыт
Рассказывает Дарья Циркунова, отдел обучения за рубежом бизнес-школы "Мирбис"
Максим Калинкин учился на международной магистерской программе по
специальности "Международная торговля и коммерческое право" в London
Guildhall University. Эта программа предполагает учебу в течение года и
последующее написание диссертации. Итогом учебы является международный
диплом магистра и возможность трудоустройства в крупных российских,
междуанродных и зарубежных компаниях. Чтобы учиться, нужно иметь очень
хороший уровень английского и отличные оценки в дипломе бакалавра.
Максим по окончании программы получил должность начальника отдела маркетинга
в компании "Центральный телеграф".
Личный опыт
Олег Борисов - восемнадцатилетний студент первого курса пражского
университета "Высшая школа экономики" факультета международных отношений по
направлению "Предпринимательство и правоведение". Его рассказ - о
подготовительном факультете Карлова университета в Подебрадах (Podebrady),
на котором он учился с сентября 2001 по май 2002 года (с помощью компании
GMT - официального представителя Карлова университета в России). По
окончании этого курса Олег поступил в университет.
Подебрады - город маленький, особенно не разгуляешься, ночных заведений
немного. Поэтому приходилось учиться, учиться и учиться, делая перерывы на
занятия спортом: в общежитии студентов-стипендиатов находится спортзал, во
втором общежитии - платный тренажерный зал, центр аэробики и солярий, рядом
с общежитиями - теннисные корты.
После подготовительных курсов я сдал экзамены и поступил сразу в три
университета: в ВШЭ, Технический университет в Либерце (Liberec) и
Земледельческий университет в Праге на экономические отделения.
Вступительный экзамен состоял из двух предметов - математики и чешского
(плюс иностранный язык на международном отделении). На курсах в Подебрадах
преподавали еще и "Введение в экономику", этот предмет не был в числе
вступительных. Обучения на курсах вполне достаточно для поступления в
университет. Я думаю, что гарантией поступления является возможность
подавать заявки сразу в несколько вузов, каждая заявка стоит примерно 500
рублей/крон.
Мнение работодателей
Сергей Ряковский, директор по персоналу ***
В нашей компании нет специалистов, получивших западное образование. При
приеме на работу я отдам предпочтение обладателю российского диплома. Потому
что те, кто учился за рубежом, лучше подготовлены для работы "там". И
соответственно наоборот, россияне смогут успешнее работать в своей стране.
|